Пантелеймон целитель

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).

По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме).

Великомученик и целитель Пантелеимон
Великомученик и целитель Пантелеимон

Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

Великомученик и целитель Пантелеимон
Великомученик и целитель Пантелеимон

День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона в Русской обители на Афоне является храмовым праздником. Предпразднство начинается за 8 дней до праздника, в которые после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, причем для каждого дня имеется особый канон. Второй день праздника - ктиторский день. В самый день праздника после вечерни соборне совершается панихида по почившим строителям и благодетелям обители, освящается и раздается коливо (кутия).

 

Канон святому великомученнику Пантелеймону.

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонистское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: Препрославленный Господь, славно бо прославися.
Запев: Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас.
Приступль усердно ко Христу, прежде скончания еже о Христе, мертвеца первее воздвиже. Ныне же мя, пребогате, умерщвена греховными снедении, твоими мольбами, о Пантелеимоне, оживи.
Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас.
Возсия якоже звезда, нося во юности старостный и богомудрый разум, добротою же тела, благолепие души стяжав, препрославленному Слову явился еси прекрасен.
Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас.
Умертвився миру, и во Христа, блаженне, одеявся, банею крещения бысть богоносен орган, и приятелище действа Духу, всем угождая, всем уврачуя недуги.
Слава: Премудрость сестру себе притворив, и причастник жизни ведом от нея почтеся, и венцем дарований украсися, Божественныя зари, блаженне, облистая светлостию.
И ныне: Благословеньми, Пресвятая Чистая, естество, удалено преслушанием бывшее от Зиждителя Христа, рождьши венчала еси, и тления свободила еси, темже радующеся, вси вернии Тя ублажаем.

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.
Словеса Духа услышав, был еси яко земля добрая и благоплодная, приемши семя многоценно, и рождьши, треблаженне, спасение душам.
Умертвил еси мудрование змиина угрызения, и душу оживил еси, Богодухновенен быв, и Цареви всех предстоя.
Посрамил еси безбожное мучителей повеление, и Христови притекл еси, вместо всех Сего стяжав, и был еси, Богомудре, великий купец.
Слава: Матере твоея благочестие возлюбль, славне, отчее же возненавидел еси безбожие многомятежное, яко имея разум, лучьшее избрал еси.
И ныне: Носяи Божественным мановением, всю тварь Господь, на руку носится Твоею, Дево. Егоже ныне моли, избавити от бед поющыя Тя.
По 3-й песни поем катавасию: Моли Бога о нас, святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
И по сем Господи, помилуй, 12 раз, Слава, и ныне.
Седален, глас 4.
Добляго страдальца благочестия Христова восхвалим светло Пантелеимона, вернии, псалмы и пении и песньми духовными, имже мучительство невидимаго врага силою Божественною попрася и недугов исцеление богатно от Господа даровася творящим верно Божественный и честный праздник его.
Слава, глас тойже:
Ермолая мудраго, мучениче, словеса послушал еси и оставил еси абие художество земное, яко мерзко, яко некрепко, яко губительно, имея Христовы страсти, учения жизни в сердце твоем, неисцельно страждущим здравие, Пантелеимоне, даруя. Темже молися о творящих любовию память твою.
И ныне:
Треволнении страстными, безсовестный обуреваемь, Чистая, призваю Тя тепле: да не презриши мене, окаяннаго, погибнути, бездну милосердия рождши, разве бо Тебе надежды не имам, да не врагом убо обрадование и смех, надеявся на Тя, явлюся, ибо можеши, елико хощеши, яко Мати сущи всех Бога.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощься, и спасл еси всего мя человека, тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Последуя Владыце любовию, расточил еси богатство нищым, себе обнажая к страданию, еже и прошел еси, вечныя надежди провиде.
Хваления Богови жертву принесл еси, яве возгнушався идольских треб, все же шатание нечестивых, страстотерпче, попрал еси.
Снедаемым завистию, и гневом борющым, непоборимую силу сим представил еси, мучениче, и победил еси злочестивое томление вооружився.
Слава: Иже старца Симеона рукама Держимый, старца тя глаголы, Пантелеимоне, улови, к Божественному разумению, и ко многих спасению и избавлению.
И ныне: Юныя и девы во вслед Тебе потекоша, Деву и Отроковицу Тя и Матерь знающе. Едина бо обоя во едино собрала еси, несказанно Богоневесто.

Песнь 5

Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим: иного бо разве Тебе Бога не знаю.
Радостно подвиги подъял еси мучения. огражден силою Божественною и терпением, твердо мучения подъемля, радуяся вопияше: иного бо разве Тебе Бога не знаем.
Юношеско ты противление имея, и твердостию души воставление стяжав, всяку язву доблественне претерпе, и мужеским, блаженне, умом благодатию Божественнаго Креста укрепляемь.
Слава: Несогласное отрину вещание заблуждьших, Небесным учением, страдалец, и многим спасению преславну бысть виновник, твоим действом о Христе укрепляемь.
И ныне: Речения премудрых и гадания вся, Препрославленая, и пророк проречения, Тя проображаху, проявленно напоследок быти Божию Родительницу, иныя бо разве Тебе Чистыя не знаем.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли, Боже, мя возведи.
Идолы лестныя оплевал еси, и возносимую прелесть упразднил еси, чудодействуя дивная, и творя исцеления, Богомудре.
Венечник показася всеизрядне, сквозе бо огнь ты пройде и воду, и на колеси протязаемь, преславно погубил еси безумныя.
Слава: Мучителей суровьство низложил еси, не удобь носимая биения телесная, душевною крепостию пострадал еси, Богомудре, благодатию.
И ныне: Содержаи концы земли яко Бог, Твоима руками, Чистая, держится, описанием тела, иже Божественным зраком не описанный.
По 6-й песни паки катавасия:
Моли Бога о нас, святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
И по сем Господи, помилуй, 12 раз, Слава, и ныне.

Кондак, глас 5-й:
Подражатель сый Милостиваго и исцелений благодать от Него прием, стратотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами Твоими душевныя наша недуги исцели, отгоняя присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи.
Икос:
Безсребренника память, добляго страдальца, вернаго целебника, благочестно воспоем, христолюбцы, да приимем милость, паче же оскверншии, якоже и аз, своя храмы, душам бо и телом, возлюбленнии, исцеления подавает. Потщимся убо, верная братия, в сердцах наших имети его крепость, избавляюща о лести вопиющия: спаси ны, Господи.

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Законно стражда, и победив врага, пристанище благоутишно, иже в мори славне обуреваемым был еси, свет же сущым во тьме жития, ихже пети научил еси, благословен Бог отец наших.
Блажен еси и добро тебе есть ныне преблаженне. восприимшему пребогатную и блаженную надежду свою, уготованную верою Господеви зовущым, благословен Бог отец наших.
Слава: Святых души, и праведных лицы, и безплотных чин ангельский прият, сликовника, блаженне, мечем бо усечен быв во главу, поеши радуяся, благословен Бог отец наших.
И ныне: Оружие еже прежде древа животнаго, нас отлучившее, ныне обращаемо приемлет, знаменавшыяся кровию, иже из ребр Сына Твоего изшедшею, Пренепорочная. Благословена еси, Яже Бога плотию Рождьшая.

Песнь 8

Ирмос: В пещь огненну ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.
Художное Твоея благоцветущия души, неразумие отца исцеляет, подающи свет верою преблаженне притекающым, и ко Спасу Христу наставляющи.
По Христе заклан быв, к вечней жизни преминул еси. и Богозванен явися, именованием Божиим богомудре: тем почитаем тя, и превозносим Христа во веки.
Слава: Витийское отложь, и лютое мудрец поучение, Христовем призыванием, и лютых страстей корения посекаеши, исцеляя поющыя Христа во веки.
И ныне: Безсмертия зарю вемы источника Тя, Богородице, яко Рождьшую Слова Безсмертнаго Отца, Иже всех смерти избавляющаго, превозносящих Его во веки.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, помраченныя просветити, собрати расточенныя, Тем Всепетую Богородицу величаем.
Преставися радуяся к желанию конечному, идеже вселься, преблаженне, блаженныи конец прияти сподобися. воистину сыи со Владыкою своим, во веки безконечныя.
Желание получил еси, и любве Твоея исполнение, каплющей еще теплей крови, яко за Христа излиявшейся, от Негоже радуяся приял еси венцы подвиг твоих.
Львом уста, и зверем зияния, якоже Даниил древле ты обуздал еси, весть бо стыдетися, мучениче, добродетели и безсловесное естество, темже тя преславне, сошедшеся ублажаем.
Слава: Богатную милость тебе Христос дарует, сокровищ исцелением нам даруя, и всемилостива изволением, тя подав всякому скорбящему, и пристанище тихо, и предстателя и защитителя.
И ныне: Яко руно, Всенепорочная, дождь Небесныи во утробе заченши нам родила еси, иже тишину дающаго, яко Бога Того поющым и Тя, Всепетую Богородицу проповедающым.

Оставить комментарий

Комментарии: 0