Народное искусство Якутии

От Байкальского хребта, Алданского и Яно-Оймяконского нагорий через нехоженую сибирскую тайгу несут свои воды к морям северного ледовитого океана мощные полноводные реки Лена, Индигирка, Яна, Колыма. Преобладающие горный и лесной пейзажи сменяются необъятною тундрой со множеством мелководных озер.

«У нас озер – как звезд на небе, хватает на всякого!» - с гордостью говорят якуты, давние и основные жители этой суровой, но богатой земли. В прошлом охотники и скотоводы, ведущие кочевой образ жизни, они ежегодно ставили берестяные шатры своих летних жилищ урас на таежных опушках: каждая семья возле одного из облюбованных ею озер. В жаркие дни июня озера высыхали и зарастали сочными травами. На таких пастбищах-аласах даже зимой находят себе достаточно корма табуны местных длинношерстных и приземистых лошадей. 

Само же формирование народа относят к 13-14 вв. Вопрос о связи якутской культуры с культурами малых сибирских народностей до сих пор недостаточно изучен; все еще не опубликованы и серьезные исследования о самом раннем периоде истории якутского прикладного искусства. Тем не менее, имеющиеся исторические и этнографические данные позволяют присоединиться к мнению академика С.В. Бахрушина о том, что «среди прочих туземцев (имеется в виду тунгусы, коряки, чукчи, юкагиры, чуванцы, ходынцы, ительмены и пр.) – якуты в 17 и 18 веках довольно резко выделялись своей сравнительно высокой культурой. 



В народном предании существует легенда о том, что первым кто появился на земле был конь, от него же произошел кентавр (полуконь-получеловек), у которого впоследствии родился человек. До конца 19 века традиционный весенний праздник якутов ысыах сохранял языческую обрядность и был по преимуществу связан с культом коня. Когда-то ысыахи происходили по всякому поводу, требующему совместно коллективно обсуждения. Это были празднично-торжественные собрания играми, песнями, конными состязаниями, стрельбой из лука, с обрядами в честь божеств – покровителей плодородия, обязательными жертвоприношениями и камланием. Само название "ысыахи" происходит от глагола «ысыахта», означающего «окроплять», «опрыскивать», - и ведь правда на ысыахе с помощью кумыса так сказать кропили огонь. После жертвоприношения, шаман рассказывал о том, как ходил по небесам, вымаливал всеобщего счастья и благополучия у богов и, затем, отпив глоток из особого кубка «аяхта» кумыс, передавал початый им сосуд вкруговую.

Оставить комментарий

Комментарии: 0