Религия и биоэнергетика - взгляд на болезни человека.

Плоскостью встречи биомедицины и нравственного богословия является сам человек. Биомедицину нельзя сводить только к уровню естественных наук, она во многом связана с антропологией, а потому становится также гуманитарной наукой (ибо занимается человеком). Богословие же интересуется не столько самой биомедициной, сколько человеком как предметом медицинского вмешательства в психотелесную структуру человека, количество которых постоянно растет. Возникает вопрос: где границы этих вмешательств? Именно здесь стоит задача для нравственного богословия: определить присущие черты. Роль богословия заключается не только в пассивной оценке, оно играет также активную роль: дает интегральное видение человека, помогает найти ответы на сложные нравственные вопросы, связанные с медициной.

Если в биомедицине не хватает целостного взгляда на человека и его призвание, если не хватает интегрального взгляда на здоровье, тогда часто можно встретиться со всеми негативными последствиями фрагментирования человека, отношения к нему как к объекту, а не к лицу.

Есть еще одна плоскость встречи богословия и медицины, о которой мы хотим вспомнить. Итак, в рамках интеллектуальной семинарийной подготовки священников на последнем курсе есть предмет «Пастырская (пасторальная) медицина» и «Пасторальная психология». Эти дисциплины изучают связи между Христовым учением и здоровьем человека и по своему содержанию являются отраслью профилактической медицины. Пастырская медицина должна подготовить священника к выполнению священства как среди здоровых, так и среди больных и немощных, дать элементарные знания, как проводить профилактику болезней. Именно священник должен помочь осознавать и показывать «механизмы влияния греховного поведения человека и возникновения у него тех или иных заболеваний и преждевременной смерти». Как справедливо отмечают специалисты люди болеют чаще всего такими заболеваниями, как инфаркт миокарда, инсульт, онкологические, венерические болезни и СПИД, расстройства нервной системы и психики, цирроз печени, холецистит, сахарный диабет и другие, которыми почти никогда не болеют животные. Причиной этого является то, что животные живут по целесообразной программе, которую дал им Творец в виде инстинктов. Ни одно животное не потребляет ядовитых веществ, не курит, не употребляет алкоголь, не убивает собственных детей и своих сородичей и т.д. Человек, руководствуясь собственным разумом, отвергает инстинкты, заложенные Творцом, не выполняет заповеди Божьи, а потому часто вредит своему здоровью курением, злоупотреблением алкоголем, перееданием, нерациональной диетой, отравлением окружающей среды вредными веществами и другими неразумными поступками, но, к сожалению, взаимосвязь между своим греховным поведением и состоянием здоровья видят далеко не все. Человек всегда остается свободным и может сам сделать выбор. Он часто ошибается, колеблется, действует себе же во вред. Поэтому ему нужны правила нравственного порядка, которые он распознает своим разумом. Итак, пастырская медицина должна показать, что беспокоиться о здоровье означает иметь также духовные ориентиры, делать правильный выбор в жизни, правильно поступать, беспокоиться не только о внешней гигиене, но и о гигиене души. Ведь известно, что чувство ненависти, зависти, гнева - это тоже своеобразный яд, который также как алкоголь или наркотик, уничтожает здоровье человека и укорачивает его жизнь. Ознакомление врачей с основами пастырской медицины, по мнению духовных лидеров, побудило бы их задуматься и в определенной степени переоценить свои взгляды на лечение многих болезней, которое осуществляется только с помощью медикаментов. Возможно, стоило бы начинать лечение больного с оздоровления его души через обращение и раскаяние? С другой стороны, священник не может заниматься только духовным и моральным измерением человека, пренебрегая телесным. Влияние души на тело и тела на душу огромное, поэтому, говоря о человеке, надо постоянно об этом помнить.

Существует еще одна связь богословия и биомедицины. В последние десятилетия научно-технический прогресс в биологии, медицине или генной инженерии является столь значительным, что в мире возникла потребность в новой межотраслевой науке - биоэтике, которая интенсивно развивается в последние 40 лет. Одно из определений биоэтики: это наука, которая изучает и анализирует нравственность человеческих действий в биологической и медицинской области и в здравоохранении относительно ее соответствия моральным нормам и ценностям. Речь идет о том, чтобы такие темы как генная терапия, пренатальные обследования и пренатальная терапия, искусственное оплодотворение, попытки клонирования животных и т.д., рассматривать не только с медицинской, но и с этической стороны. Надо постоянно спрашивать: все то, что технически возможно, также морально хорошо? Собственно этика должна быть совестью для других прикладных наук (речь идет о политике, экономике, промышленности, в частности о медицине).

Биоэтика ищет решения вопросов морального характера, которые возникают в ключевые моменты жизни: зачатие, рождение, болезнь, смерть. Кроме этого, биоэтика должна демаскировать научное безрассудство и уход от критического метода выполняемых исследований. Следовательно, задача биоэтики - быть своеобразным фильтром для медицины, должна служить человеку во всей ее полноте. Поэтому биоэтика остается в тесной связи с этикой, определяющей нормы и ценности, которые важны для научно-технической активности. Этика как аксиологичнонормативная наука определяет, что нужно делать. Согласно тому задачей этики является определение морального кодекса научных исследований, а также прав на их проведение. Наибольшей ценностью научных исследований является открытие правды о человеке и мире в эмпирической плоскости.

Взгляд на человека может быть разным. Все зависит от того, какого рода этика лежит в основе биоэтики (либеральная, прагматическая или утилитарная). А этика будет зависеть от принятой антропологии. Для того чтобы человек не стал средством манипуляций, чтобы был защищен как личность, чтобы уважалось его достоинство, ценность его жизни и его истинное благо, нужна такая этика, которая вырастает из соответствующей антропологии. Именно на этом этапе богословская антропология может сыграть важную роль, проливая особый свет на то, кто есть человек и каково должно быть отношение к нему. Критериями поведения в области биомедицины должно быть личное достоинство каждого человека и его права. Принципы и нормы поведения должны соответствовать ценности человека (ценности его жизни, здоровья, личной ответственности). Для этого нужно ознакомиться с антропологическим фундаментом - христианским персонализмом, который лежит в основе персоналистической биоэтики.