
14 октября православные традиционно отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что 1 октября (по старому стилю) 910 года юродивому славянину Андрею, находившемуся в рабстве
в Константинополе, во время всенощного бдения во Влахернском храме явилась Божья Матерь. Была она в сопровождении двух Иоаннов – Крестителя и Богослова, плача молилась, а помолившись,
распростерла покрывало со своей головы над народом. На Руси праздник был установлен в XII веке, и в честь него было построено множество храмов и монастырей.
Однако, в крестьянском быту этот праздник был оторван от легенды явления Богородицы во Влахернском храме. Среди простого народа была распространена версия о том, что люди из одной деревни
отказали Богородице в ночлеге, за это их жестоко покарал пророк Илья. Однако сама Божья Матерь смилостивилась над ними и распростерла над деревней свое покрывало. Так же, само название "покров"
связывали с обычаем замужней женщины покрывать голову. Оттого и праздник стал ассоциироваться с осенней порой заключения браков. Кроме того, в это время проводились окончательные полевые работы и
начинались первые заморозки. Ожидался первый снег, который покрывал тонким белым слоем замерзшую землю.
В этот день молодые девушки просили Богородицу о скорейшем и удачном замужестве. Существовало множество примет и суеверий, связанных с праздником. Например - какая девушка раньше всех в деревне
поставит на Покров свечу - та раньше всех и замуж выйдет. Вот и приходилось девицам вставать ни свет ни заря и бежать ставить свечки, чтобы опередить подруг. Считалось, что в это время Домовой
ложится на зиму спать и в связи с эти проводились обряды выпекания для "хозяина дома" небольших блинцов, которыми его старались задобрить. А вот лесная нечистая сила напротив - просыпалась с
наступлением холодов и воем наводила ужас. На Покров день в лес ходить считалось дурной приметой.
Накануне самого праздника молодые девушки рядились в изношенную старую одежду, лохмотья и ходили по гостям, от которых получали куриные яйца в качестве гостинца. Старухи жгли в костре свои старые
изношенные лапти, считалось, что это придаст им ходу зимой. А юные девушки сжигали старые соломенные перины, что по преданию должно было избавить их от дурного глазу.
С Покрова в деревнях начиналась пора посиделок. Женщины собирались дома у кого-то одного (как правило, вдовы) и принимались за совместную работу - пряли, ткали, квасили капусту, распевали песни.
Приглашались и парни, присмотреть себе невесту. Начиналась пора сватовства.
Саму же Богородицу крестьяне на Руси воспринимали как защитницу и покровительницу, "усердную заступницу" перед Богом, страждущую за все крестьянство. Существовала даже легенда о том, что в
предзимнее время ходит Богородица по полям со святыми праведниками – проверяет - весь ли собран с нив урожай.
Стоит отметить также, что этот день отмечался у разных восточнославянских народов – украинцев, белорусов, сербов, болгар. И у каждого народа были свои приметы, обряды, поверья и легенды, которые
переплетались с христианской составляющей этого праздника.
Оставить комментарий